«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.»( Ев.от Мф. 24:24) Действительно, в настоящее время появилось много различных проповедников, «целителей», экстрасенсов и т.п.., выступающих от имени Господа и предлагающих исцеление.
Что делать человеку, если болен? Пойти к врачу? К «целителю»? К экстрасенсу? Это решает сам человек, часто основываясь на мнении и отзывах знакомых, родственников, коллег или их знакомых, т.е. всех тех, кто получил уже действенную помощь. Помогли ему, помогут и мне. Но кто хоть однажды спросил себя: «Какой помощи я жду?» Чудодейственных таблеток, а может, рекомендаций, как организовать свою жизнь так, чтобы не болеть и быть счастливым? И в том, и в другом случае я жду, что кто-то со мной что-то сделает, и я буду здоров.
Да, болезнь действительно делает человека слабее, уязвимее, и он нуждается в помощи другого. Чем серьезнее болезнь, тем больше внимания и заботы от других требует больной человек. Близкие, друзья могут помочь своим участием – тем, что могут спокойно выслушать больного, поговорить с ним, могут помочь в бытовых делах, но они не могут вылечить человека. Врачи? Они, как правило, прописывают лекарства и назначают дату следующего визита с целью наблюдения за действием препарата на организм больного. И такая помощь эффективна в случаях травматического характера или хирургического вмешательства. Если же болезнь связана с нарушением функционирования внутренних органов, как например, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, печени, почек и др., то лекарства не являются выходом из сложившейся ситуации. Лекарства устраняют симптомы, больному становится легче, и временно создается впечатление, что он здоров. Но здоров ли? Стоит отменить лекарства, как прежние симптомы возвращаются, порой к ним присоединяются и новые. Если же принимать лекарства продолжительное время, то со временем дозу приходится увеличивать, т.к. организм привыкает к ним и уже не реагирует прежним способом. В некоторых случаях врачи рекомендуют принимать лекарства постоянно (всю жизнь!), как это происходит, например, в случаях гипертонии или повышенного содержания холестерина в крови.
Что же происходит с организмом, если взглянуть на такую ситуацию иначе? Организм все больше загрязняется химическими веществами, добавим к этому засорение шлаками некачественной пищи, экологически нечистой окружающей среды. Как следствие, возникают нарушения в информационно-энергетической системе человека, болезнь прогрессирует, появляются новые симптомы и новые заболевания. Болен весь организм, но врачи по-прежнему «лечат» отдельные органы, стараясь убрать симптомы.
Я не пытаюсь отрицать достижения современной медицины, особенно в таких областях как кардиология, травматология, гинекология и др., благодаря которым стало возможным продлевать жизнь человека. Но одновременно существует много вопросов, на которые у современных медиков нет ответа. Разделение медицины на узкие профили, занимающиеся разными частями тела (что оправдано для ученых, исследователей, но не для практикующих врачей), привело к тому, что в некотором смысле медицина зашла в тупик.
Интересно отметить, что известный русский ученый, доктор медицины, профессор, врач-нейрохирург Наталья Бехтерева в одном из интервью на вопрос журналиста «Верите ли вы в Бога?» ответила: «Занимаясь изучением мозга человека, на определенном этапе исследования вдруг понимаешь, что дальше – стена, твои возможности исчерпаны, и там, дальше, начинается тайна.» Именно поэтому сегодня все более взгляд исследователей обращен к комплексному изучению человека как единству души и тела, хотя интерес к взаимному влиянию психологических феноменов и физических состояний наблюдался еще с античных времен, отдавая предпочтение то первому, то второму..
Так, Платон считал, что дух властвует над телом, которое является лишь исполнителем желаний и идей духа. Гиппократ, напротив, утверждал, что психические процессы являются отражением лишь телесных процессов, а те подчиняются универсальным физическим законам. С тех пор прошло много времени, и вот уже термин «психосоматика» вошел в лексикон медиков и психологов. Психосоматическая медицина занимается изучением единства и взаимосвязи телесного и душевного аспектов человеческой природы. Появились работы, посвященные изучению влияния психологических факторов на функции тела, возникновение, протекание и исход многих заболеваний (гипертонии, расстройства сердечной деятельности, диабета, артрита и др.) Так, например, существует мнение, будто хроническая беспредметная тревога и подавляемые агрессивные импульсы являются эмоциональными факторами, которые совместно с незначительными органическими изменениями вызывают сердечную симптоматику. Казалось бы в таком случае нетрудно провести параллель между чертами характера человека и его заболеванием и таким образом найти способ воздействия на болезнь. Однако, психологический портрет человека, страдающего нарушениями сердечно-сосудистой системы, не установлен. Исходя их этого представляется очевидным, что исследователи не учитывают еще каких-то факторов, а возможно, пытаются объяснить необъяснимое.
Следует сказать, что верующий врач смотрит на пациента не как на объект, с которым можно что-то делать, в том числе и лечить. Такой врач прежде всего видит в пациенте отдельную душу, а потому сотрудничает с больным человеком, давая ему понять, что большую роль в его выздоровлении играет он сам. Выздоровление зависит прежде всего от того, насколько хочет человек выздороветь. Часто он думает, что хочет поправиться, но если внимательно побеседовать с ним, то выясняется, что болезнь позволяет ему получать то, чего невозможно достичь иным путем, чего он неосознанно по-настоящему хочет, пусть даже такой дорогой ценой. Ведь страдание, боль – это всегда цена за то, чтобы удержать или получить нечто для себя ценное (!) Так, например, одним болезнь позволяет избегать выполнения каких-то обязанностей, неприятной работы, другим позволяет добиться внимания к себе других людей (порой формального внимания, но пусть хоть такого, чем никакого), третьим — избежать одиночества и др. Болезнью иногда пользуются люди, чтобы вызвать чувство вины у близких, перенося на них таком образом ответственность за свои жизненные или профессиональные неудачи. Кроме того, болезнь в таком случае – это повод для душевного бездействия.
А если посмотреть на болезнь как на способ жизни, а не как на состояние? При таком подходе сразу появляется множество вопросов, относящихся непосредственно к личности человека: «Как я живу? Какие чувства, эмоции чаще всего я испытываю? Что я делаю с этими чувствами? Что делаю со своей душой? Какие мысли меня посещают? Какие совершаю поступки? Что меня больше всего беспокоит? О чем я забочусь? Чего боюсь? Что делаю, чтобы уменьшить страх, тревогу?»
Но часто люди не задумываются над причиной заболевания и тем более не пытаются связать свою болезнь с состояниями своей души, хоть часто и говорят, что «болезни возникают на нервной почве». Не буду утверждать, что все люди болеют по одной из указанных выше причин, иногда человек заболевает вследствие длительного стресса, неумения справиться с жизненными проблемами. Часто развитию болезни способствуют генетические факторы, другими словами «плохая наследственность», иногда причину болезни научным способом установить не удается. Но так или иначе, болезнь требует пересмотра своих ценностей, своего отношения к жизни, к людям, к миру. А если посмотреть на болезнь как на способ Природы восстановить нарушенный в ней баланс вследствие несоблюдения человеком Ее законов? Что происходит? Мы видим, что болезнь «отстраняет» человека от его привычных занятий, от работы, от общения, а значит, требует изменения привычного способа жизни, способа мышления. Возможно, это и есть Ее, Природы, способ восстановить гармонию.
Почему так? Есть ли в этом смысл? Человеку кажется, что нет, но спустя какое-то время он начинает понимать (если задумается над этим) целесообразность произошедшего с ним, начинает понимать взаимосвязь событий в его жизни, «похожесть» ситуаций», в которых он оказывался, и таким образом – причину, кроющуюся в его личности. Он видит, что не знает и не умеет жить по-другому. Кто скажет ему, как? Может ли один человек научить другого жить? Излечить его? — Другой может лишь помочь увидеть, как живет человек.
Но известны и другие случаи, когда человек, отчаявшись получить действенную помощь, остается один на один с собой и своей болезнью, понимая, что никто ему уже не поможет. Он вдруг осознает, что это он болен, что е г о жизнь – это время, у которого есть конец. И это переживание осознания своей смертности на земле настолько сильно, что переворачивает все его представления о жизни и смерти. Он начинает видеть, что его жизнь – это дорога, ведущая к смерти, и по этой дороге идет он сам… Чем и как заполнить оставшееся время жизни, должен решить сам человек. Направить свои мысли, стремления сердца к Богу, стараясь жить по Его заповедям или избрать путь достижения материальных благ?
Осознание конечности своего существования на земле является поворотным в жизни человека. Происходит своего рода переоценка ценностей: то, что было так важно прежде, кажется теперь не таким существенным. На первый план выступают ценности духовного порядка: мир в душе, любовь к ближнему, служение Богу и людям. Это, в свою очередь, дает понимание необходимости заботы о чистоте своей души, что, естественно, требует большого труда.
Однажды ко мне на прием пришла женщина лет сорока пяти. Она рассказала, что два года назад перенесла операцию по поводу рака груди, после чего прошла курс облучения. Тогда она поняла, что жизнь ее под угрозой, поняла также, что все возможные средства помощи ей исчерпаны. И вот, лежа на больничной койке, она ощутила, что одна перед Богом и одна перед лицом жизни и смерти. Это был переломный момент в ее сознании, после чего она почувствовала в душе силу – силу выстоять, силу жить. Женщина подвергла анализу всю свою жизнь. Постепенно она начала понимать свою роль во всем, что с ней происходило, а также свою роль в построении отношений с другими людьми. Произошло как бы принятие ответственности за свои действия и поступки, за свои мысли и чувства; произошло осознание своей сопричастности к жизни мира. Женщина впервые почувствовала себя по-настоящему живой. Таким образом, болезнь и осознание конечности своего бытия послужили пусковым механизмом для начала новой осознанной жизни.
Отцы Церкви в древности говорили о необходимости иметь «память смертную». Человеку, живущему в современном мире, вовлеченному в суету забот о материальных благах, трудно понять, о чем идет речь. Его реакцией будет недоумение: «Зачем мне омрачать радости жизни мыслями о смерти?» Но здесь речь идет о другом: о том, что, если мы будем жить, не задумываясь о конце нашего существования, то и жизнь наша перестанет быть ценностью для нас (не сделал сейчас, сделаю в другой раз), мы не будем ценить время – время, отведенное для жизни на земле. И совсем другое, если мы понимаем всем своим существом, что с каждым днем время нашей жизни сокращается. Именно тогда жизнь начнет приобретать неведомые доселе краски, а каждый наступающий день будет встречаться нами с радостью и проживаться осознанно и ответственно. Появится чувство бытия «я есть». Так, Митрополит Антоний Сурожский, вспоминая об одном человеке, лечившемся у него, рассказывал, что тот, будучи тяжело больным и понимая, что дни его сочтены, сказал как-то: «Я всю жизнь делал и не знаю, что значит быть… Как бы я хотел остановить время и какой-то срок быть вместо того, чтобы делать.»
Упоминая о «памяти смертной» Митрополит Антоний Сурожский говорил: «…потому, что мы знали, что смерть во весь рост стала вот тут, среди нас, мы вдруг обнаружили, что нет ничего второстепенного и ничего мелкого, что нет вещей, которые велики, и другие, которые не стоят внимания. Можно воплотить всю свою любовь в том, как вы приготовите поднос с чашкой чая… Вы можете вложить всю свою любовь в то, какими движениями вы поправите подушку за спиной больного, вы можете воплотить всю свою любовь в голосе, каким вы говорите с любимым человеком, чтобы до него дошло все…. Все без остатка – Божественная любовь; иногда эта Божественная любовь делается съедобной – и это еда, а иногда эта Божественная любовь делается словом или движением – но это всегда Божественная любовь, если только вы даете любви действовать в вас больше, чем сами можете действовать.» *
Жизнь человеку дал Бог, и Он может вернуть ему здоровье. Но, что может сделать сам человек? — Попытаться узнать Бога во всем живом, что существует и что происходит. Трудиться, восстанавливая связь с Богом через молитву, таинства исповеди и покаяния. Очень важно найти ответы на вопросы: «Ради чего я живу и ради чего готов отдать свою жизнь?»
Есть много примеров из жизни, показывающих, что болезнь может послужить стимулом для духовного развития и совершенствования. Если смотреть на болезнь именно таким взглядом, то тогда и меняется отношение человека к ней. Исчезают обида, раздражение, страх, появляется интерес к самому процессу жизни, появляются радость бытия, чувство благодарности Богу за все. Жизнь не становится легче, но она приобретает вкус, становится более осмысленной, более яркой. Выздоровление уже не является самоцелью, а лишь средством для более полного общения с Богом и радостного служения людям.
* * *
«Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.» (Иак.5:14-15)