12 Апрель 2015
Категория Разное
12 апреля 2015,
 Off

В современном обществе, которое можно с уверенностью назвать «машиной подавления личности», дети наиболее часто подвержены психологическим стрессам и депрессии. Сделать ребенка по-настоящему счастливым могут только счастливые родители. Но большинство японцев воспитываются с учетом жестких общественных рамок, в обстановке постоянного подавления своих желаний, что в итоге приводит к утрате чувства собственного достоинства.

В этом и заключается главная причина депрессии, приобретающей в последнее время все более массовый характер.

Сейчас, когда люди все менее стыдятся открыто признавать, что они испытывают сложности психологического характера, депрессия как бы появляется на свет из глубокой темной пропасти. Как свидетельствуют данные проводимого недавно правительственного опроса, в Японии каждый 15-й человек страдает истощением нервной системы и постоянно находится в нервном напряжении.

«Думаю, что проблемы с нервной системой имеет каждый пятый японец», — говорит врач-психиатр Кадзуо Сакаи, который год назад провел аналогичный опрос; данные этого опроса были опубликованы в прошлом месяце министерством здравоохранения, труда и благосостояния. Сакаи является директором психиатрической клиники Хибия, расположенной в токийском районе Гиндза.

«Число людей, страдающих психическими расстройствами, неуклонно растет. И главная причина заключается в том, что, как правило, люди не могут снять нервное напряжение и выплеснуть наружу гнев, накапливающийся в их душе», — говорит он.

Врач Риэко Сиба, директор психиатрической клиники Сиба, считает, что японцы особенно предрасположены к депрессии из-за чрезмерно прилежного характера.

«Само мышление и поведение японцев таковы, что позволяют им легко впадать в состояние депрессии», — подчеркивает Сиба. 14 лет она провела в Соединенных Штатах, где изучала коморбидный синдром гиперактивности. Вернувшись в Японию, она стала специализироваться на лечении этого и других психических заболеваний у детей и женщин.

«Японцы воспитываются таким образом, что у них атрофируется чувство собственного достоинства, — продолжает Сиба. — Для достижения своих целей мы устанавливаем настолько высокую планку, что вынуждены постоянно бороться, чтобы ее преодолеть и удерживаться на этом уровне».

«Борьба за свое место в обществе начинается уже в раннем возрасте. Испытывая трудности, дети часто впадают в глубокую депрессию. Кроме того, если родители находятся в угнетенном состоянии, дети это сильно переживают и чувствуют себя несчастными. Негативное психологическое состояние ребенка часто остается незамеченным, поскольку с самого раннего возраста детей приучают внешне не демонстрировать свои переживания», — объясняет Сиба.

«Депрессия — самое распространенное заболевание в современном обществе, где на первом месте в шкале социальных ценностей стоят высокие научные достижения, соответствие человека общепринятым общественным стандартам и успех его карьеры, — говорит Дзюнко Умихара, директор психиатрической клиники в токийском районе Минато. — Стремясь выглядеть «хорошими» везде и во всем, мы испытываем извне сильнейшее психологическое давление, даже когда находимся дома».

Министерство просвещения, культуры, спорта, науки и техники начало серьезно заниматься этой проблемой психологических стрессов, особенно сейчас, когда установлено, что депрессия является главной причиной роста самоубийств. Число суицидов за последние пять лет превысило 30 тысяч. Министерство ведет наблюдение 5 тысяч детей, переживающих депрессию, чтобы обобщить данные и выявить наиболее характерные причины этого заболевания.

Как правило, дети, впадающие в депрессию, находятся в непосредственном окружении тех, кто находится в аналогичном состоянии.

«Многие дети постоянно подвергаются критике со стороны родителей и учителей, — продолжает Сиба. — Взрослые «подгоняют» своих детей, увеличивают и без того тяжелую нагрузку и требуют, чтобы дети всегда и во всем были первыми. При этом родители вкладывают огромное количество денег и личной энергии в обучение детей».

Некоторые родители пытаются реализовать через детей свои собственные неудавшиеся мечты. «Часто родители стремятся отождествить детей с собой», — говорит Умихара.

«Ребенок становится как бы «продолжением» личности родителя. Он вынужден подавлять собственные желания и эмоции и поступать так, чтобы его родители были довольны и счастливы», — говорит Сиба. Она добавляет, что такие дети растут, не зная, чем им на самом деле нравится заниматься — они всецело заняты тем, что угождают своим родителям.

Повышенное внимание к детям со стороны родителей непосредственно связано и с проблемой снижения рождаемости. «Когда в семье мало детей, родители обычно требуют и ожидают от них слишком многого, — говорит Сакаи. — Кроме того, современные дети неправильно питаются, и это является еще одной причиной того, что их умственные способности не развиваются должным образом».

Как же человеку избежать депрессии?

«Самое надежное средство предотвращения депрессии — это умение освобождать свои эмоции», — говорит Умихара.

«Изучение природы, знакомство с флорой или фауной оказывает благотворное воздействие на состояние человека и является эффективным средством борьбы с депрессией, — продолжает она. — Но самым главным является климат в самой семье. Родители должны научиться контролировать собственный образ жизни и свои поступки, прежде чем проявлять заботу о детях. Сделать ребенка по-настоящему счастливым могут только счастливые родители».

Но когда у ребенка проявляются признаки депрессии, вмешательство родителей необходимо.

«И чем раньше — тем лучше», — добавляет Минако Ито, адвокат средней школы в токийском районе Накано. В 1995 г. министерство просвещения, обеспокоенное участившимися случаями буллинга (школьная травля. — Прим. ред.) и психических расстройств среди школьников, направило в школы адвокатов, которые периодически консультируют детей и помогают им научиться отстаивать свои права.

«Сегодня детям бывает очень трудно искренне выразить их чувства, даже среди друзей и сверстников, — говорит Ито. — Иногда детям намного легче говорить о своих трудностях и неприятностях с незнакомцем».

Ито постоянно встречается и беседует с родителями и учителями, а иногда даже консультируется с психиатрами, чтобы найти правильное решение.

Несмотря на то что признаки депрессии обнаружить достаточно легко — она сопровождается расстройством пищеварения, нарушением сна и подавленным настроением — большинство людей относятся к обсуждению этой проблемы как к некоему табу.

До недавнего времени большинство японцев отказывались признавать тот факт, что в подобных ситуациях необходима помощь психиатров и психотерапии. По данным министерства здравоохранения, только 24,5% опрошенных заявили о том, что, когда они испытывали депрессию, они обратились в клинику и прошли соответствующий курс лечения.

«Следование принципу «хадзи» — борьбы с трудностями в одиночку, не перекладывая свои проблемы на других, лишь усиливает общее нежелание искать помощи у специалиста», — подчеркивает Сиба.

В конце прошлого года проводилась широкая агитационная кампания с привлечением телевидения и интернета, чтобы поощрить людей, испытывающих депрессию, обратиться к профессионалам-психологам и пройти курс лечения.

В 1999 г. фармацевтическими фирмами было выпущено новое поколение антидепрессантов, повышающих уровень норадреналина и серотонина в крови и способствующих восстановлению нормального тонуса организма с минимальными побочными эффектами. С ноября 200 г. лидирующее положение на рынке заняли препараты SSRI и Paxil, пользующиеся самым широким спросом.

Однако лекарственные препараты — это не более чем вторичное вспомогательное средство. Умихара считает, что главная причина болезни кроется в структуре современного общества.

«Состояние депрессии было крайне редким явлением в послевоенной Японии, когда каждый стремился просто выжить, — говорит она. — Но теперь люди больше задумываются о смысле жизни и о своем месте в ней».

Умихара не хочет, чтобы Япония следовала по американскому пути «картофельных чипсов и кока-колы». «Это культура бегства от действительности. Американцы живут в обществе, которое подчеркивает, что главная мечта американца заключается в том, чтобы сделать большие деньги и жить на высоком материальном уровне», — говорит Умихара и добавляет, что подобные ценности вынуждают людей подавлять свои чувства и эмоции.

Умихара сказала, что в течение трех лет она сама находилась в состоянии депрессии, после того как попыталась быть «суперженщиной» и на работе, и дома. Она сильно похудела, и жизнь стала казаться ей лишенной всех радостей. Восстановив собственное состояние здоровья, она продолжает врачебную практику, но консультирует не более трех пациентов в день. Она пишет книги на тему здоровья женщины и любит сочинять и исполнять эстрадные песни, поскольку это помогает снимать напряжение.

В начале 1990-х годов японцы попали в западню «экономики мыльного пузыря», имея деньги и наслаждаясь материальными благами. Но все это ушло в прошлое, и многие теперь испытывают чувство опустошенности.

В настоящей момент общество переживает очень важный переходный период. «Если мы не научимся правильно бороться с трудностями в сложившейся ситуации, когда кажется, что общество, политика и окружающая среда уже исчерпали все свои возможности, и не начнем серьезно задумываться об истинных причинах возникающих проблем, количество людей, страдающих от депрессии, будет неуклонно возрастать».

Comments are closed.